Русский гид в Японии. Рассказы о Японии

ГлавнаяРассказы о ЯпонииКамакура






Партнеры сайта


ИНФОРМАЦИЯ:

Официальное название:
Zuirokuzan Dai-Engaku Kosho Zenji

Религиозная секта:
Engakuji School, Rinzai (Zen) Sect, Buddhism

Дата основания: 1282 г.

Монах-основатель:
Mugaku-Sogen

Вход: 300 йен

Часы работы:
8:00-17:00 (Апрель-Октябрь);
8:00-16:00 (Ноябрь-Март)

Буддийский храм Энгакудзи в Камакуре

Наше рождение,
Наш жизненный путь
Наша сиюминутная жизнь -
Это лишь переходный мостик для пробуждения сознания.
Где-то в вечном потоке
Жизни великого Будды
Он одарит нас своим взглядом.
В знак признательности и благоговейного трепета перед этим фактом,
Мы складываем наши руки для молитвы.

Энгаку-дзи – это огромный храмовый комплекс, вместивший десятки построек. Он является вторым по значимости в списке великих монастырей дзен-буддизма Камакуры. Если сравнивать архитектуру и оформление храмовых построек дзэн с архитектурой дворцовых построек изнеженной дворцовой знати Киото, можно наблюдать сильное влияние религиозных и философских воззрений суровых воинов-самураев - лаконичность цвета, искуссная резьба по дереву, лишенная позолоты или яркого покрытия.

Дзэн храм Энгакудзи был основан в 1282 году – на пятом году эпохи Koan. В то время реальным правителем Японии, котролирующим все сферы жизни, в том числе, императорский двор в Киото, был Ходзё Токимуне (Hojo Tokimune). На его правление выпало большое испытание – попытка вторжения монгольских войск на территорию Японии. Интервенция была предпринята дважды монгольским ханом Хубилаем, внуком великого Чингиз-хана, в 1274 и 1281 гг. Несмотря на вмешательство божественных сил, обрушивших на монгольские корабли тайфуны страшной силы, в сражениях погибли десятки тысяч отважных воинов. В память тех, кто отдал свои жизни в тех битвах, был основан храмовый комплекс Энгаку-дзи.

В качестве монаха-основателя и первого настоятеля храма Энгаку-дзи был выбран Мугаку Соген (Mugaku Sogen). Родившийся в Китае в 1226 году, он принял монашеский постриг уже в возрасте 12 лет. С детства практиковавший аскетичную форму буддизма - дзэн, на момент прибытия в Японию по приглашению регента Ходзё Токимуне, Соген уже был известным священником высшего ранга.

Современники восхищались смелостью и самообладанием священника. Существует легенда о том, что будучи в Китае, он нашел приют в монастыре, куда однажды ворвались повстанцы, пытающиеся свергнуть правящую династию. Жизни Согена угрожала реальная опасность, однако он спокойно принял известие о предстоящей казни и сочинил философское четверостишье. В этих стихах он сокрушается, что мир стал настолько мал, что не осталось места, где можно найти покой, а законность и человеческая жизнь превратились в ничто. Он призвал воинов проявить благоразумие и объявил, что обезглавить человека, постигшего пустоту реального мира, имеет не больше смысла, чем рассечь мечом весенний ветерок. Восхищенные солдаты отступили и вложили мечи в ножны. Этот урок философского спокойствия перед лицом смерти стал примером для самураев, сражавшихся и умиравших в битвах с монгольскими завоевателями: для человека, превратившегося в ветер, смерти не существует. И это не случайно, что в стране, где служение самурайскому долгу было смыслом жизни изрядной доли населения, посмертное имя монаха (Bukko Kokishi) означает «наставник государства».

Старые летописи говорят об огромных размерах храмового комплекса. В 13-14 вв. здесь жило более 250 человек, а на территории насчитывалось свыше 40 строений. Даже после падения камакурского сёгуната (1333), храм продолжал процветать при поддержке новых властей.

К несчастью, большой урон храмовым постройкам нанесли пожары – извечная беда старой Японии. Самый сильный, случившийся в 1563 году, уничтожил многие павильоны, в том числе, почти полностью сгорела главная святытя Энгакудзи – изображение Будды 13-го века. Долгое время, вплоть до второй половины 19-го века, Энгакудзи переживал упадок.

Возрождение храма началось в 1875 году и связано с именем Imakita Kosen (1816-1892), 202-го настоятеля Энгакудзи. Его усилиями храмовый комплекс снова приобрел статус лидирующего дзен-буддийского монастыря в регионе Канто.

Правда, впереди было еще одно испытание: сильнейшее землетрясение 1923 года, которое превратило в руины большинство строений этого архитектурного шедевра.

Не буду утомлять вас перечислением всех построек комплекса, остановлюсь лишь на самых интересных или значимых.

Поднявшись по лестнице, вы проходите через внешние ворота Somon (惣門). Деревянная табличка на воротах с надписью Zuirokuzan (瑞鹿山), выполнена императором Go-Tsuchimikado (1442-1500).

Вы проходите дальше и, в первую очередь, ваше внимание привлекут величественные ворота Sаmmon. Это одно из немногих сооружений, переживших природные катаклизмы и сохранившихся до наших дней со времени постройки. Последняя серьезная реставрация ворот относится к 1785 году. Каллиграфическая надпись на верхнем ярусе означает название храма: «Engaku Kosho Zenji» и была выполнена собственноручно экс-императором Fushimi (1265-1317).

Безусловно, нужно упомянуть главный павильон Буцудэн, где находится основная святыня - изображение Будды Хокан Сяка Нёрай (Hokan Shaka Nyorai). Эта статуя находится здесь с 1282 года - времени основания Буцудэн, однако в 1563 году сильный пожар оставил лишь лицо Будды. Сильно поврежденные части тела были восстановлены вместе с павильоном в 1625 году. Именно тогда с двух сторон основного изображения были помещены Bonten (Brahma) и Taishakuten (Indra). Будда Сяка Нёрай имеет в высоту 2,6 м. Это типичный размер для статуи Будды, по-японски он называется Jo-roku. Jo – это единица длины, равная приблизительно 3 м. Roku означает шесть. Вместе сочетание Jo-roku означает примерно 4,8 м. Если статуя встанет, то высотой она будет 4,8 м. Размер Jo-roku выбран не случайно, т.к. считается, что именно такого роста был Sakyamuni.

Само здание было разрушено во время Великого землетрясения Канто, но снова восстановлено в 1964 году. В 1378 году император Gokogon подарил храму каллиграфическую надпись. В Павильоне проводятся утренние дзэн-медитации.

На холме за храмом расположено кладбище, хранящее прах многих японских знаменитостей, среди которых кинозвезда Kinuyo Tanaka, писатель Takeshi Kaiko и др.

Кайкибё (Kaikibyo) – этот павильон, за посещение которого берется отдельная плата, является мавзолеем Ходзё Токимунэ – правителя Камакуры, по указанию которого и был возведен храмовый комплекс Энгакудзи. Сам Токимунэ умер в 1284 году, спустя всего лишь два года после постройки храма. Под зданием находятся каменные усыпальницы тех, кто внес большой вклад в основание темпла. Помимо почитания Токимунэ как великого человека, сыгравшего важную роль в отражении монгольских агрессоров и создавшего к тому же сильное феодальное правительство, он также считается божеством, покровительствующим учебе и приносящим удачу в делах.

Однако, как говорится в известной поговорке у нас, - «на Бога надейся, а сам не плошай», - поэтому достичь успеха в делах и учебе поможет вам дзэн-буддийская мудрость:

«Хотя ложка погружается в суп много раз в день, сама по себе она не может передать вкус супа. В отличие от ложки, всего лишь одна капля супа на языке, способна полностью передать его вкус. Точно также, можно встретить много умнейших людей, прочитать лучшие книги, но это не будет иметь никакого значения, пока вы бесчувственны, словно ложка. Абсолютно бесполезно много читать или получать образование, если вы не готовы извлекать мудрость из своего собственного опыта. Тот, кто стремится получить душевное спокойствие, принося боль другим, никогда не сможет преодолеть зависть и злобу, разрушающую его. Не следует уподобляться такому человеку. Желая в текущем году быть лучше, чем в прошлом, давайте стараться каждый день делать что-то хорошее хотя бы в самом малом.»

В павильоне Kaikibyo можно слегка отдохнуть и выпить традиционного японского чая со сладостями. Стоимость удовольствия – 500 йен.

Сенбуцудзё (Senbutsujo). Название означает «выбрать Будду»: изначально здесь проводилась проверка и отбор священников, достигших состояния Нирваны. В настоящее время в павильоне проводятся основные дзэн-медитации буддийских монахов. В 14 столетии это было огромное здание, но оно было уничтожено пожаром 1563 года. Лишь спустя 136 лет феодальный правитель Matsudaira Tadamitsu спонсировал строительство нового здания именно в том виде, в каком оно предстает перед нами сегодня. В этом павильоне находится главное изображение Каннон.

Кодзирин (Kojirin). В этом зале, начиная с 1922 года, к дзэн-медитациям может приобщиться любой желающий. Этот павильон привекает огромное количество мирян (koji), для участия в утренних занятиях, которые проводятся по субботам.

Большой павильон Ходзё (Hojo) первоначально был построен как покои настоятеля Энгакудзи, однако сегодня выполняет многочисленные функции, включая религиозные ритуалы, сессии дзэн-медитаций, воскресные проповеди, летние лекции, выставки буддийских сокровищ и даже благотворительные концерты. Первоначальная постройка также была разрушена во время землетрясения 1923 года и восстановлена шесть лет спустя.

Великолепные деревянные ворота Карамон с искусной резьбой, установленные перед павильоном Ходзё, ведут во внутренний двор, где находятся каменные изваяния богини милосердия Каннон. У каждой из них свое выражение лица, и любой, кто приходит просить милости у бодхисаттвы, может найти то, которое ближе отвечает его чаяниям и настроению. Все эти фигурки были созданы в разных местах и в разное время и собраны вместе известным мастером дзэн-буддизма в конце 19-го столетия. Это священное место называется «Сто Каннон», хотя на самом деле, их только 70. Цифра сто означает количество храмов Каннон, которые надлежит посетить паломникам в трех регионах: 33 – в Западной Японии, 33 – в регионе Канто и 34 – в префектуре Сайтама.

Не оставляют туристы своим вниманием и пруд Myoko-chi, являющийся ровестником храма. Название можно перевести как «Водоем священного благоухания». Возможно, когда-то этот пруд дейсвительно отвечал своему названию. Сейчас же его вода, мягко говоря, мутновата, и глядя на нее, меньше всего верится, что она способна источать благолепный аромат. К воде спускается огромный камень, называемый «Голова тигра», а на «голове» находится дом, где проживает главный храмовый священник.

От пруда вверх забирается тропинка, ведущая к самому старому стоению комплекса Энгакудзи и единственному в Камакуре, удостоенному звания Национального сокровища – Сяридэн (Shariden). Первоначальная постройка 1285 года, хранившая главную реликвию – зуб Будды, была уничтожена во время памятного пожара 1563 года. Теперь на этом месте находится строение начала 15-го века, принадлежавшее когда-то женской обители. В 1556 году, когда главная монахиня впала в немилость к правящему режиму, женский монастырь пришел в упадок. После пожара, Энгакудзи воспользовался ситуациаей и забрал «на хранение» один из павильонов, который и заменил сгоревшее строение. Решение объявить его Национальным сокровищем было продиктовано, в первую очередь, тем, что это самое старое в Японии здание, построенное в китайском стиле дзэн.

Еще одной и, безусловно, главной достопримечательностью буддийского комплекса Энгакудзи является старейший в Камакуре колокол Ogane, который также носит звание Национального сокровища. 2,6-метровый колокол был выполнен мастером Mononobe Kunimitsu и был преподнесен храму Энгакудзи в 1301 году. Это самый большой колокол в регионе Канто.

Ваш гид в Японии,
Ирина

©Едем в Токио - Гид в Токио|Гид в Японии|Экскурсии по Японии с русским гидом


Яндекс.Метрика