Русский гид в Японии. Экскурсии по Токио

ГлавнаяРассказы о ЯпонииКамакура ► История Камакуры

История Камакуры

Камакура расположена у залива Сагами на полуострове Миура, в префектуре Канагава. Она насчитывает всего лишь 174 тыс. жителей, однако ежегодно привлекает несколько миллионов туристов. Что же является секретом столь высокой популярности этого небольшого тихого городка?

«Есть что-то такое в Камакура, что заставляет нас жить достойно и честно», - гласит японская поговорка, и это неспроста: ведь именно здесь родился кодекс чести самурая, которому так или иначе следует настоящий японец всю свою жизнь. Основанный в 1192 году как столица военного правительства «бакуфу», он является одновременно и храмовым городом: 176 буддийских темплов и синтоистских святилищ вы найдете на его кривых узких улочках. Камакура – это не просто город, это целая эпоха в истории страны.


История города вплотную связана с трагической историей противостояния двух мощных военных кланов – Тайра и Минамото. Отсутствие единого закона о престолонаследии приводило к тому, что на трон императора постоянно претендовало множество наследников, за которыми стояли интересы различных группировок. Военная удача привела главу дома Тайра, Тайра-но-Киёмори, к власти, и он на некоторое время «зажал в своей ладони Поднебесную четырех морей». Политическая сила Тайра была настолько велика, что он смог даже возвести на преслол своего трехлетнего внука, обойдя законного наследника. «Человек ничего не стоит, если не принадлежит дому Тайра»,- эти слова одного из Тайра стали чуть ли не поговоркой в те времена. Тайра-но-Киёмори – человек необузданных страстей и неописуемой воинской храбрости -упивается властью и не сомневается в своем могуществе. Он надменен с приближенными и жесток с теми, кто осмеливается выступить против его рода. В результате его борьбы с недовольными монахами города Нара, в огне погибают религиозные святыни, в том чиcле, Великий Восточный храм Тодайдзи с находящейся внутри огромной статуей Будды.



Стремителен был взлет рода Тайра, и столь же стремительно было его падение. Войска Тайра терпят одно за другим поражение от дружин Минамото, а в 1185 году остатки гордого клана вместе с малолетним императором находят свою гибель в водах бухты Дан-но-ура. Напоминанием об этом некогда могучем роде звучат стихи, начинающие свиток «Хэйке моногатари» (Повесть о доме Тайра), собравший народные сказания, передаваемые из уст в уста, и записанный в 13 веке монахом Юкинага:


В отзвуке колоколов, оглашавших пределы Гиона,

Бренность деяний земных обрела непреложность закона.

Разом поблекла листва на дереве сяра в час успенья –

Неотвратимо грядет увяданье, сменяя цветенье.

Так же недолог был век закосневших во зле и гордыне –

Снам быстротечных ночей уподобились многие ныне.

Сколько могучих владык, беспощадных, не ведавших страха,

Ныне ушло без следа - горстка ветром влекомого праха!

(пер.А.Долин)


Во главе победившего клана Минамото становится Минамото-но-Ёритомо. Он создает новое правительство на своих землях в Камакуре и отстраивает огромный храм в честь бога войны Хатимана – покровителя рода Минамото. Этот храм, носящий имя Цуругаока Хатимангу, мы можем видеть и сегодня.

Новое военное правительство получает название «бакуфу» - «полевая ставка». Ёритомо получает от императора древний титул «сэйи тай-сёгун» (seii tai-shogun), в результате чего на Западе это правительство именуется «сёгунатом».

Чтобы подчеркнуть могущество и богатство своего рода, Ёритомо Минамото решает возвести в своей столице громадную статую Будды Амида , наподобие той, что находилась в Наре. Эта идея была воплощена уже после смерти Ёритомо, и сейчас эта великолепная бронзовая статуя Большого Будды привлекает более 2 млн туристов каждый год.

К сожалению, болезненная подозрительность Ёритомо привела к тому, что после прихода к власти, он уничтожил всех своих конкурентов из числа наиболее влиятельных родственником и сподвижников.После его смерти в 1199 году, оба сына Ёритомо были убиты, и теневую власть надолго захватил род Ходзё, к которому принадлежала жена Минамото-но-Ёритомо. Теперь уже сами сёгуны, как и ранее императоры, становились марионетками при «серых кардиналах» из рода Ходзё.

Это было одно из лучших правительств в истории Японии. Императорский двор, находившийся в Киото, был полностью подконтролен камакурскому сёгунату, который ведал даже вопросами престолонаследия.

Камакурский сёгунат просуществовал вплоть до 1333 года. Его падению способствовало вторжение монголов под предводительством хана Хубилая. Первое нападение произошло в 1274 году, когда 40-тысячная армия, состоявшая из корейцев, монголов и китайцев на 900 кораблях подошла к северному побережью острова Кюсю. Японцы, привыкшие сражаться один на один, были не в силах противостоять хорошо обученному монгольскому войску, однако, после первого дня сражений корабли монголов были сметены внезапным мощным тайфуном.


Спустя семь лет Хубилай опять собирает, на этот раз уже 100-тысячное войско, и снова появляется у берегов Японии. Семь недель шли ожесточенные бои, пока очередной тайфун не обрушился вновь на монгольские корабли, уничтожив почти весь флот. Японцы уверовали в помощь «ками» - синтоистских богов, дважды пославших на головы врагов «божественный ветер» - «камикадзэ».

В память о жертвах этой войны в 1282 году Токимунэ-но-Ходзё, восьмой регент камакурского сёгуната, основал в Камакуре храм Энгакудзи, который долгое время оставался главным дзэн-буддийским монастырем.

Война с монголами опустошила казну, правительство вынуждено было пойти на увеличение налогов. Недовольство этим обстоятельством усилилось еще тем, что многие посчитали, что они не получили должного вознаграждения за участие в войне с монголами. Сценарий восстания не был оригинален: силы, выступавшие против власти Ходзё, выдвинули «альтернативного» императора Го-Дайго, пребывавшего в изгнании. Ходзё потерпели поражение, Камакурскиё сёгунат распался.

«Наивный» император Го-Дайго пытался восстановить императорскую власть и снова утвердить лидерство аристократии перед воинами. Военный род Асикага и его лидер Асикага Такаудзи, первоначально выступивший на стороне Го-Дайго против власти Ходзё, присоединился к другому «альтернативному» императору и изгнал Го-Дайго из Киото. В результате образовалась новая линия сёгунов, а «камакурский период» ушел в историю.

Ваш гид в Японии,
Ирина

©Едем в Токио - Гид в Токио|Гид в Японии|Экскурсии по Японии с русским гидом


Яндекс.Метрика