Русский гид в Японии. Рассказы о Японии

ГлавнаяРассказы о ЯпонииКамакура



Партнеры сайта


ИНФОРМАЦИЯ:

Официальное название:
Tsurugaoka Hachimangu

Религия: Синто (Shinto)

Основатель: Minamoto Yoriyoshi (988-1075)

Дата основания: 1063 г.

Основной объект поклонения:
Hachiman Okami

Вход: свободный

Часы работы:
5:00 - 20: 30 (апр.-сент.),
6:00 - 20: 30 (окт.-март)

Адрес: Tsurugaoka Hachimangu 2-1-31 Yukinoshita, Kamakura, Kanagawa 248-8588

Телефон: 0467-22-0315

Цуругаока Хатиман-гу: Храм Бога войны на Журавлином холме


Под именем бога Хатимана японцы почитают 15-го императора Одзина. Издавна Хатиман считался покровителем лучников, а затем покровителем всех воинов. Минамото считали, что этот бог охраняет их клан, поэтому основатель камакурского сёгуната Минамото-но-Ёритомо повелел построить огромный храм, который явился бы символом могущества и процветания всего рода Минамото. Храм был построен в 1180 году, а одиннадцать лет спустя был отстроен заново после пожара.

И храм, и сам город строились согласно принципам Фен-шуй, поэтому место для строительства главного святилища выбиралось с особой тщательностью. Как и положено, к северу от храма находится гора Хокузан (Hokuzan), на востоке – река Намерикава (Namerikawa), большая дорога Кото Кайдо (Koto Kaido) проходит на востоке, а к югу открывается выход к заливу Сагами (Sagami).

Несмотря на все изменения, произошедшие за время существования храма, основной стиль, заложенный Минамото, сохранился.

К храму со стороны океана ведет аллея, обсаженная великолепными сакурами. Эта дорога, назаваемая «Данказура» или «приближение к храму» была построена по приказу Минамото в 1182 году, и являлась подношением богам, чтобы те послали наследника: в то время у Минамото уже было две дочери. Подношение было принято, и в 1183 году на свет появился будущий второй сёгун Ёрие Минамото.

Мы входим на территорию храма через огромные синтоистские ворота и прямо перед нами видим горбатый деревянный мостик, покрытый красным лаком. Здесь сёгун оставлял свою свиту и далее следовал пешком по направлению к шрайну. Только сёгун мог проходить по этому мостику, который назывался Акабаси – красный мостик. Остальные пользовались плоским мостом через канал, соединяющий два пруда.

Эти пруды носят название Ген-Пей-ике (Genpei-ike) по имени двух кланов – Минамото (Ген) и Тайра (Пей), враждующих между собой во времена Ёритомо. Легенда говорит о том, что эти пруды повелела вырыть жена Ёритомо, Масако. По ее же указанию в одном из прудов были посажены белые лотосы, а в другом – красные: цвета кланов Минамото и Тайра, соответственно. По одной из версий, красный цвет означал также потоки крови, пролитой Тайра.

Мы идем дальше, и прямо перед лестницей, ведущей к главному шрайну, видим открытый павильон Майдэн (Maiden). Здесь проходят свадебные церемонии, а также ритуальные танцы и песни. По легенде, именно здесь танцевала когда-то свой трагический танец красавица по имени Сизука (Shizuka).

История Ёсицунэ и Сидзуки

Первый сёгун, Минамото-но-Ёритомо был необычайно подозрителен и самолюбив. У Ёритомо Минамото был младший брат по имени Ёсицунэ. Они не были родными братьями, поскольку Ёсицунэ был рожден от придворной красавицы. Но именно ему старший брат доверил вести военные действия против Тайра, пока он сам укреплял свои позици на востоке, основав свою ставку в Камакуре.

Ёсицунэ проявил себя талантливым полководцем, некоторые наши историки даже называют его «японским Суворовым». Громкие победы снискали Ёсицунэ славу как при императорском дворе, так и в народе. Люди слагали о нем песни, и эти песни переносили по стране бродячие музыканты. Громкая слава Ёсицунэ не давала покоя его сиятельному брату, прибавились еще интриги придворных. В результате Минамото-но-Ёритомо, которому указом государя пожаловали титул сёгуна, великого полководца – покорителя варваров, объявляет Ёсицунэ своим кровным врагом, заслуживающим только смерти.

Четыре года Минамото-но-Ёсицунэ странствовал по стране, спасаясь от самураев Ёритомо. Надобно сказать, что скитания свои он начинал в окружении небольшого гарема из одиннадцати дам, от которых он потихоньку избавлялся по мере нарастания сложностей. Наконец, осталась лиши одна – прославленная танцовщица Сидзука, к которой он питал особую нежность. Но в конце-концов, он избавился и от нее, повелев беременной женщине возвращаться домой, поскольку верные путники Ёситомо уже давно роптали на то, что он их «на бабу променял».

Удел Сидзуки был предопределен заранее, как сказал один из придворных Ёритомо: «женщину, которая носит под сердцем дитя врага почитают великой преступницей». Сидзуку доставили в Камакуру. Увидев беременную женщину, Ёритомо произнес: «...скверное дело... пока не проросло подлое семя, вскройте чрево Сидзуки и уничтожьте младенца!» От такой жестокости оторопели даже придворные, которые посмели возразить всемогущему правителю. Решено было подождать до родов, и если родится мальчик, ему была уготована смерть. К сожалению, так и случилось: тельце малыша выбросили на берег неподалеку от храма.

Сидзуку было решено отпустить, но перед отъездом велено ей было танцевать: придворные, да и сам Минамото не прочь были посмотреть, как танцует прославленная красавица. Для этого танца был спешно возведен помост на том самом месте, где сейчас находится сцена Майдэн.

Станцевав в присутствии своего главного врага, Сидзука выразила свою тоску по возлюбленному:

С тоской вспоминаю следы,
Оставленные тобой,
Когда уходил ты, ступая
По белым снегам
На склонах крутых Ёсино

- Она думает, что я ничего не понял!- интерпретировал ее стихи проницательный Ёритомо, - это ее «уходил ты ступая по белым снегам на склонах крутых Ёсино» значит просто: хоть Ёритомо и изгнал Ёсицунэ, но мы еще посмотрим, кто кого. Экая мерзость!

Поняв, что зашла слишком далеко и вызвала неудовольствие сёгуна, Сидзука вернулась на помост и внесла коррективы:

Зачем вспоминать следы,
Оставленные тобою,
Когда ты навеки ушел
По белым снегам
На склонах крутых Ёсино!

Минамото был доволен и даже завалил Сидзуку подарками.

Вернувшись домой, Сидзука постриглась в монахини. Она построила шалаш из травы под стенами монастыря Четырех Небесных Царей, и уединилась в нем, день и ночь читая сутры, повторяя имя Будды. На следующий год Сидзука удалилась из этого мира в «Чистую Землю». Ей было двадцать лет...

Ёритомо умер в 1199 году, не сумев оправиться после неудачного падения с лошади. Ёрие, старший сын Ёритомо принял титул сёгуна в возрасте 17 лет. Сыновья Ёритомо не смогли удержать власть, перешедшую к ним по наследству. Власть сумели перехватить Ходзё – род, из которого происходила Масако, жена Ёритомо. Ёрие был отстранен от власти и сослан на полуостров Изу, а через год был убит. Новым сёгуном стал 11-летний Санэтомо, регентом к нему был приставлен его дед по линии матери Ходзё Токимаса. Санэтомо тоже ждала печальная участь.

У подножия лестницы, ведущей к главному храму, до недавнего времени росло великолепное дерево Гингко, которому более тысячи лет. Это дерево было свидетелем драмы, разыгравшейся здесь около 8 веков назад. В 1219 году имперский суд в Киото признал младшего сына Минамото, Санэтомо, сёгуном. Племянник Санэтомо, сын Ёрие по имени Кугё считал себя более достойным претендентом на эту роль. Кугё спрятался за деревом и бросился с мечом на Санэтомо, лишив его жизни. Самого Кугё, тотчас убили телохранители Санэтомо. После этого властью в Камакуре безраздельно завладел род Ходзё, являясь регентами при слабых сёгунах из рода Минамото.

К сожалению, 10 марта 2010 года это дерево не выдержало ураганного ветра, пронесшегося над Камакурой, и упало. Сейчас на этом месте буйно зеленеет новая поросль, черпающая жизнь из старых корней.

Ваш гид в Японии,
Ирина

©Едем в Токио - Гид в Токио|Гид в Японии|Экскурсии по Японии с русским гидом


Яндекс.Метрика