Русский гид в Японии. Экскурсии по Токио

ГлавнаяРассказы о ЯпонииКиото ► Дайтоку-дзи

Дайтоку-дзи - «храм Великого Достоинства»

Daitoku-ji (大徳寺) – это огромный комплекс, покрывающий площадь более 23 гектаров. Когда-то Дайкоку-дзи был маленьким монастырем, основанным в 1315 году буддийским монахом Shūhō Myōchō, который известен под именем Daitō Kokushi. Обычно приводится буквальный перевод его имени: «народный Учитель Великого Светильника». Я бы перевела как «Учитель, несущий Свет народу», хотя, возможно, я ошибаюсь, и император Go-Daigo, давший монаху такое прозвище, вкладывал в него совсем иной смысл.


На главной аллее

В 1325 г. монастырь превратился в молитвенное место императорского Двора. Церемония посвящения состоялась в 1326 г., в этом же году были готовы новые залы, и именно этот год считается годом основания темпла.
Как и многие другие храмовые комплексы, Дайтоку-дзи неоднократно терял свои постройки в огне пожаров. За время своего существования храмовый комплекс переживал череду периодов упадка и расцвета, часто это было вызвано соперничеством и конкуренцией с другими дзэн-буддийскими комплексами, а иногда – с политической властью. Непоправимый урон храмовым постройкам нанесла десятилетняя гражданская война Онин (1467-1477).


Особенно красиво в храме Дайтоку-дзи осенью...

Дайкоку-дзи испытал небывалый расцвет после того, как военный правитель Тоётоми Хидэёси устроил здесь похороны своего патрона, Ода Нобунага (1534 –1582), построив на месте захоронения небольшой храм Сокэн-ин (Soken-in). С тех пор среди военных феодалов считалось хорошим знаком учреждать в комплексе Дайтоку-дзи свой малый храм, в качестве демонстрации своего могущества.


В некоторые малые храмы можно лишь попытаться заглянуть

Сейчас, как я уже упомянула выше, это огромный комплекс, состоящий из более чем двадцати относительно самостоятельных храмов, и это одно из лучших мест в Японии, где можно ощутить дух дзэн-буддизма, передаваемый архитектурными особенностями строений и неповторимым садовым дизайном.
К сожалению, далеко не все буддийские обители комплекса открыты для свободного доступа. Обычно посетители имеют возможность лицезреть Главный Зал и лишь четыре малых храма. Некоторые малые храмы открываются по особым случаям, как например во время «момидзи» - красных кленовых листьев.


Пора красных кленов "момидзи"

Итак, через внешние ворота мы входим с вами на территорию комплекса. Мы оказывается в своего рода небольшом городке с расходящимися улицами и сплошными каменными заборами, за каждым из которых скрывается своя буддийская обитель. Малая часть этих обителей отрыта для посетителей, в некоторые можно заглянуть через распахнутые створки дверей, а некоторые – спрятаны от постороннего взгляда за наглухо запертыми воротами.


Korin-in Temple. Внутрь не пускают, но через ворота заглянуть можно

Справа от входа взгляд привлекают довольно внушительные постройки, выстроившиеся в ряд. Это – основные строения: массивные ворота Санмон (Sanmon), зал Будды (Butsuden), Зал Хатто (Hattou). Обычно они закрыты для публики, однако, имеется возможность лицезреть внутреннее убраство зала Будды через решетчатые окна.


Главные ворота Санмон

Пройдем дальше.
Рюген-ин (Ryōgen-in, 龍源院). Это был первый малый храм на моем пути, окрытый для посещения. Он является головным темплом Южной школы Дайтоку-дзи и был построен в 1502 году лордом провинции Ното (наст. преф. Исикава) Ёсимото Хатакэяма (Yoshimoto Hatakeyama). Зал Hojo, вход и ворота Омотемон сохранились со дня основания темпла и предстают перед нами в своем первоначальном варианте. Примечательно, что Зал Hojo является старейшим среди всех построек комплекса Дайтоку-дзи.


На заднем дворе храма Ryogen-in

Здесь находятся несколько садов, типичных для храмов дзэн, каждый из которых имеет свою философию.

Tokekiko – самый маленький в Японии сад камней, но несмотря на мизерную величину, он довольно известен среди буддийских дзэн-монахов. Мы видим плоский камень, вокруг которого, как круги на воде расходятся волны из белой гальки. Эти круги символизируют следы от падающей капли воды. Капля за каплей, и вот уже собирается маленький ручеек, он становится все больше, превращаясь в большую реку и, наконец, этот поток образует большой океан. Каждая маленькая капля необычайно ценна, поскольку дает начало огромному океану.


Сад камней Tokekiko - самый маленький в Японии

Isshidan – название этого сада напоминает о мастере Токее (Tokei, 1454-1518) – основателе храма Ryogen-in, который достиг просветления, в молчаливой улыбке взирая на Будду Шакъямуни, держащего цветок. Учитель Токея назвал его келью “Ryozen isshi no ken” (Дом одинокой ветки на высокой скале), и это впоследствии дало название саду. Isshidan – это своего рода уникальный сухой сад «каресансуй», в котором удалены все посторонние предметы и изображен идеальный мир горы Penglai, как описано в философии Даосизма. Гора Penglai упоминается в рассказах о чудесном острове, на котором живут мудрецы, обладающие элексиром бессмертия. Группа камней в правом углу символизирует остров Журавля, слева скальные обломки и мох изображают остров Черепахи, а белая песочная река вливается в обширный океан.
Морская черепаха, способная достичь океанского дна, символизирует глубину человеческого духа, а возносящийся к небу журавль — высоту, к которым человеческий дух может воспарить.


Сад Isshidan - чудесный остров китайских мудрецов

Ryogintei - сад, созданный в период Муромати (1336-1573), является старейшим в комплексе Дайтоку-дзи и представляет собой замечательный пример сада, характерного для дзэн-буддийских храмов. Композиция олицетворяет гору Sumeru, которая по поверьям находится в центре Буддийской Вселенной. Вот как описывают гору Sumeru священные буддийские тексты: «Она из золота и светит подобно огню. Четыре её стороны имеют четыре разных цвета. Цвет восточной стороны её белый, цвет северной стороны — красный, цвет южной стороны — жёлтый, цвет западной стороны — чёрный. Высота её 86 000 йоджан (1 йоджан=1,6 км - прим. автора), из которых в земле находится 16 000. На этой горе есть реки с пресной водой и прекрасные золотые жилища, в которых обитают различного рода духовные существа. Вокруг горы находится водоём Манаса (в саду Ryogintei его символизирует ковер из зеленого мха - прим. автора). У горы Меру есть семь узлов (больших гор), а маленьких гор так много, что их почти не счесть; это и есть те горы, на которых живут люди».
Созерцание сада Ryogintei должно раскрыть понимание этого учения в стремлении дзэн-буддийских монахов достичь просветления.


Сад Ryogintei - воплощение буддийского Рая

Интересно также внутреннее убранство храма. Рисунки на стеновых панелях помогали монахам настроиться на определенный лад в их практических занятиях. В первоначальном виде воссозданы малюсенькие "клетушки", площадью всего в два соломенных мата "татами". Здесь монахи отдыхали ночью (сидя!) или медитировали в стороне от посторонних глаз. (фото на ленте слева)

Сокен-ин (Sōken-in, 総見院 ). А мы с вами пойдем дальше и посетим малый храм Soken-in. По сравнению со своими собратьями, он не может похвастаться особо изысканными садами, а архитектура строений более, чем скромная. Посетителей скорее привлекает довольно обширное кладбище, где похоронен первый объединитель Японии, Ода Нобунага, а храм, построенный на месте захоронения, положил начало бурного процветания комплекса Дайтоку-ин.


Храм Ryogen-in - место упокоения Ода Нобунага

Вообще-то, на самом деле, никто не может точно сказать, что случилось с телом Нобунага. Как известно, после совершения сеппуку, его тело сгорело вместе с храмом Honnôji, где великий воин встретил свою смерть, а в разных источниках вы найдете разные места захоронения Нобунага. Можно говорить о том, что в храме Soken-in покоится часть останков, но главные поминальные действа проходили именно здесь. На этом же кладбище - могилы ста самураев, до конца выполнивших свой долг и погибших вместе с господином (1582 г.)


Здесь похоронен Ода Нобунага

Дайсэн-ин (Daisen-in, 大仙院). Сад храма Дайсэн-ин, относящийся к началу 16-го века, безусловно, является самым знаменитым и считается хрестоматийным шедевром. Нет единодушного мнения по поводу авторства, однако многие ученые приписывают его непревзойденному Соами.Это сад-картина, напоминающий японские свитки суми-е. На небольшом кусочке земли с помощью камней и песка, автору удалось передать грандиозный мир природы с поднимающимися к небу громадами гор, глубокими пропастями и шумными водопадами. Тридцать камней, каждый из которых имеет свое название: символика сада сложна и многослойна, она охватывает и бесконечный мир природы, и различные этапы жизни человека, и человеческие раздумья над смыслом бытия... Разгадыванию бесконечных загадок, которые несет в себе сад Дайсэн-ин, посвящено множество научных и околонаучных трудов, и я не буду подробно останавливаться здесь на этой теме. Сад открыт для свободного доступа, но, к сожалению, фото- и видеосъемка запрещена.


Некоторые фрагменты сада Дайсэн-ин

Кото-ин (Koto-in, 高桐院). Это, пожалуй, самый популярный у туристов малый храм комплекса Дайтоку-дзи. Он был учрежден в 1601 году известным военачальником Hosokawa Tadaoki в качестве семейного храма. Помимо успехов на военном поприще, Хосокава достиг мастерства в изучении дзэн-буддизма, а также внес неоценимый вклад в развитие чайной церемонии, продолжив дело знаменитого «чайных дел» мастера Сен-но Рикю (Sen no Rikyu). К слову сказать, Сен-но Рикю также похоронен на территории Дайтоку-дзи.


Вход в храм Кото-ин

Среди посетителей храм известен, прежде всего, благодаря кленовым деревьям, окрашивающимся в ноябре яркими осенними красками. Длинная узкая тропа, ведущая от ворот к основным зданиям – это своего рода символ Кото-ин, изображенный, в том числе, на официальных буклетах. В сезон не так то просто поймать красоту этой аллеи в объектив камеры: каждые несколько секунд на ней появляются туристы. Фотографы-любители выстраиваются в длинную очередь задолго до открытия, в надежде сфотографировать храмовые постройки и сады без посетителей, они бегом устремляются на внутреннюю территорию в надежде успеть щелкнуть затвором. Это тем более смешно, что ко времеми открытия храма получается самое большое столпотворение...


Кото-ин

Кото-ин известен тем, что здесь находится могила Izumo-no Okuni - той самой гейши, благодаря которой возник театр Кабуки. Да-да, не удивляйтесь: Кабуки, где, как известно, играют одни мужчины, был придуман и основан женщиной, и поначалу в этом театре все роли исполнялись только женщинами. Это уже потом... Впрочем, об этом мы поговорим в другом рассказе.


Чтобы понять пустоту...

Считается, что на территории Кото-ин находятся одни из самых изысканных чайных садов. Впрочем, не буду больше тратить слова, как известно, лучше один раз увидеть... Так что смотрите сами:


В саду храма Кото-ин


На земле - ковер из травянистого бамбука


Фотоохота

ИНФОРМАЦИЯ:

Официальное название: Daitoku-ji (大徳寺
Религиозная секта: Zen, Rinzai sect
Дата основания: 1326 г.
Монах-основатель: Daito Kokushi (1282–1337)
Вход: Отдельно в каждом храме
Часы работы: 9:00 - 16:30 (некоторые храмы до 17:00)
Адрес: 53 Murasakino Daitokuji-cho, Kita-ku, Kyoto-shi
Телефон: 075-491-0019
Официальный сайт: http://zen.rinnou.net/head_temples/07daitoku.html

Ваш гид в Японии,
Ирина

Внимание! Перепечатка или копирование материалов сайта http://www.edemvtokyo.ru возможны только при условии прямой активной ссылки на сайт.

©Едем в Токио - Гид в Токио|Гид в Японии|Экскурсии по Японии с русским гидом


Яндекс.Метрика