Русский гид в Японии. Экскурсии по Токио

ГлавнаяРассказы о ЯпонииНара ► История Нары

История Нары

Несмотря на то, что Нара является столицей префектуры с одноименным названием, это небольшой провинциальный городок с населением чуть более 370 тыс. человек. Жизнь здесь течет плавно и размеренно, жители города совершенно не выделяются среди японских туристов, наслаждаясь прогулками по огромным паркам среди великолепных памятников старины.

Путешествуя по Наре, я встретила пожилую японскую пару. Местных жителей в них выдавала уверенность, с которой они неспешно шли по улице. Я спросила, как пройти к ближайшему супермаркету. Они с радостью вызвались меня проводить. По дороге они рассказали, что всю жизнь прожили в Осаке и вот, выйдя на пенсию, решили перебраться в более тихое место и купили квартиру в Наре. По дороге к магазину я согласилась сделать небольшой крюк, чтобы посмотреть на многоквартирный дом и на балкон на шестом этаже, где проживала эта симпатичная пара. Японцы сказали, что они абсолютно счастливы, нисколько не пожалели о своем решении забросить шумную Осаку, и вот уже два года каждый день после обеда наслаждаются прогулками по окрестным храмам, монастырям и паркам, каждый раз находя для себя что-то новое.

Через два года, в 2010 году Нара отметит свой 1300-летний юбилей. Однако, археологические раскопки показали, что люди селились здесь с незапамятных времен. Были найдены древние поселения эпохи Дзёмон, а выращивать рис в заболоченных долинах в районе Нара начали еще в 3-ем веке до н.э.

На востоке области, у подножия горы Мива (Miwa) находится большое количество курганов 3-4 вв н.э. Считается, что эти курганы - могилы древних королей, которые постепенно распространяли свою власть по всей стране.

В 6-ом столетии большую политическую власть имел клан Сога (Soga), который поставлял жен императорскому двору.

Поскольку Сога имели тесные связи с иммигрантами с Корейского полуострова, они всячески поддерживали идею экспорта буддийской веры в Японию.

В 593 году к власти пришел принц Сётоку, имевший тесные связи с кланом Сога. Именно он послал первую официальную дипломатическую делегацию в Китай для изучения их политических институтов и планирования городов.

Началась "китаизация" страны, и прежде всего это касалось необходимости централизации власти и создания большой "оседлой" столицы:дело в том, что до начала 8-го века в Японии существовал обычай каждый раз переносить столицу на новое место в связи со смертью императора. И вот, В 710 году императрица Гэммэй (Empress Gemmei) основала город Хэйдзё в регионе Кинки задумав разместить здесь столицу. Началась новая эпоха в истории Японии - Нара дзидай (710-794).

Эта эпоха характеризуется невероятным развитием японского национального искусства. Многие заимствованные "китайские" идеи постепенно "японизировались", приспосабливаясь к устоявшемуся веками укладу японской жизни. Даже письменность, сперва полностью заимствованная у китацев, претерпела большие изменения с введением японского алфавита "кана". Это дало толчок бурному развитию японской литературы. Именно в эпоху нара были составлены первые исторические хроники: Кодзики (712) и Нихон Сёки (720)

Хотя в 740-745 гг. столица переносилась трижды, она опять возвращалась в Нару. Это был первый город, спроектированный по тогдашним китайским стандартам: большой четырехугольник, разделенный на десятки малых районов. Согласно правилам китайского градостроения, главные ворота находились на юге, от них на север, деля город на восточную и западную части, шла центральная магистраль "Улица Красного феникса", которая вела к императорскому дворцу.

При дворе чеканили медную монету, однако деньги имепли тогда скорее символическое значение: экономика была натуральной, а экономика регионов вообще находилась на примитивном уровне.

Чтобы как-то стимулировать разработку целинных земель, государство обещало отдать земельные наделы в частную собственность через три поколения тем, кто их обрабатывает. Однако, желающих трудиться на крестьянском поприще было немного, поэтому приватизация целины была разрешена уже в первом поколении с условием выплаты налогов. Эти воспользовались богатые знатные роды и влиятельные буддийские монастыри, а для защиты своих владений многие из них нанимали крепких и здоровых крестьян, которые назывались "самураи" (от японского глагола "сабуру" - служить). Со временем служение на военном поприще стало передаваться из поколения в поколение, и таким образом, возникали сильные и влиятельные самурайские кланы.

Однако главной отличительной особенностью этого периода является быстрое распространение буддийской веры по всей стране.

В 724 году на трон вступил 45-й небесный император Сёму (Shomu Tenno, 701-756), сменив отрекшуюся от власти императрицу Гэммэй (Gemmei). Обратившись в буддийскую веру и даже став монахом, он объявил себя "слугой трех сокровищ - Будды, Закона и Общины". Именно при нем буддизм был объявлен государственной религией.

Для распространения новой веры была создана сеть монастырей и храмов "Кокубундзи" во всех 60 провинциях Японии. Центром этой системы стал построенный в Наре по приказу императора храм Тодай-дзи ,в котором поместили огромную бронзовую статую Будды Вайрочаны. Император Сёму лично принял участие в церемонии "открытия глаз" Великого Будды.

Постепенно опека буддийских монастырей которые плотно обступали столицу, ощущалась все сильнее. Монахи занимали многие высокие административные должности. Их влияние становилось столь велико, что началась серьезная борьба за власть между императором и буддийскими монастырями. Пытались отхватить свой кусок пирога и влиятельные аристократические роды, одним из который был клан Фудзивара.

К середине 8-го века это провивостояние зашло настолько далеко, что буддийские монастыри даже попытались устроить переворот и сместить правящую династию, а новым императором провозгласить монаха Докё (700-772), фаворита императрицы Кокэн. Вмешательство семьи Фудзивара спасло императорский двор, после чего долгое время Фудзивара поставляли японским монархам жён из своей семьи и контролировали престол и власть в стране. После неудачной попытки буддийского переворота, Фудзивара отменили на будущее право женщин занимать престол японских монархов, заявив, что возможность интимных отношений, подобных тем, что неосмотрительно завела императрица Кокэн, опасно для династии.

Были предприняты шаги для защиты власти императора и центрального правительства от "буддийской опеки", в связи с чем приняли решение перенести столицу подальше от монастырей. Сначала выбрали Нагаоку (794), а десять лет спустя, в 794 году императору Камму перенес столицу в город Хэйан (Киото).

Нара перестала быть главным городом государства, однако буддийские и синтоистские храмы оставались в Наре, их влияние было слишком велико, и в город ехало огромное количество визитеров со всей страны.

Сейсчас каждый день сюда приезжают тысячи туристов. И повсюду на пути следования их сопровождают ручные олени. Они совершенно не боятся людей, а напротив, иногда даже слишком настырны, выпрашивая лакомство у каждого проходящего. Эти посланники синтоистских богов бродят по окрестным горам уже много веков. Говорят, что олени появились на территории Японии раньше людей, перебравшись сюда с континента еще в ледниковый период. Сейчас в парках Нары проживает около 1500 оленей. Власти просят не кормить животных всем, что попадается под руку, для этого многочисленные киоски продают специальный корм. Олени охотно принимают из рук туристов печенье для оленей "сика сэмбэй". Это печенье, наверное, действительно очень вкусное, поскольку часто можно видеть иностранцев с аппетитом хрустящих оленьим лакомством, принимая его за местный деликатес.

Ваш гид в Японии,
Ирина

Внимание! Перепечатка или копирование материалов сайта http://www.edemvtokyo.ru возможны только при условии прямой активной ссылки на сайт.

©Едем в Токио - Гид в Токио|Гид в Японии|Экскурсии по Японии с русским гидом


Яндекс.Метрика