Русский гид в Японии. Рассказы о Японии

ГлавнаяРассказы о ЯпонииЛюди, традиции



Партнеры сайта

Японские рёканы


Наверное, все уже слышали, что рёкан – это традиционная японская гостиница, этакое сочетание личной и общественной жизни, как и многое другое, возведенное чувствительными японцами в ранг искусства и философии...

Если вы, приехав в Японию, собираетесь остановиться в рёкане, то прежде чем решиться на такой шаг, нелишним будет узнать некоторые подробности, касающиеся этих заведений. На моей практике случалось несколько раз, что наши туристы начинали громко возмущаться уже в первые минуты после заселения. Люди, привыкшие к благам западной цивилизации, не в силах понять, почему старое деревянное строение с «вонючими» (по словам самих же туристов) циновками, где вся семья из четырех человек спит вповалку на полу в малюсенькой комнате, стоит больше, чем роскошный номер в пятизвездочной гостинице. Правда потом, окунувшись в атмосферу тишины и спокойствия деревенского гостеприимства, народ малость успокаивается и даже начинает находить удовольствие в многочисленных особенностях ненавязчивого японского сервиса.

Чтобы объяснить, почему японцы, окруженные со всех сторон электронными приборами, навигаторами, унитазами с пультами от космических кораблей и другими прибамбасами, так бережно сохраняют быт старой Япониии в традиционных гостиницах и почти ничего не меняют в них из поколения в поколение, пожалуй стоит совершить небольшой экскурс в историю.

Принято считать, что первые рёканы появились в эпоху Эдо (1603-1867), когда японцы стали много ездить по стране. К этому периоду мы еще с вами вернемся, однако сначала я предлагаю заглянуть в более далекое прошлое, а именно – в эпоху Нара (710-794). В те далекие времена, когда дороги только-только начинали прокладываться, перемещение по стране было весьма опасным предприятием, а ночевать приходилось под звездами. Первыми на помощь путешественникам пришли сердобольные буддийские монахи, которые не могли мириться с тем, что голодные путники порой умирали прямо на обочинах дорог. Их стараниями была создана сеть бесплатных постояных дворов «фусея» (fuseya), а также построены дороги и мосты в наиболее опасных местах. Большую роль в этом предприятии сыграл, в частности, монах Gyoki, ставший впоследствии священнослужителем высокого ранга, который самолично открыл девять «фусей» в пяти провинциях, прилегающих к Наре.

В то время буддизм получил широкое распространение, были построены первые значительные храмовые комплексы. В эпоху Heian (794-1191), когда честь называться столицей перешла к Киото, в среде аристократов и членов императорской фамилии стало необычайно популярным паломничество к религиозным святыням. Естественно, они не могли ночевать под открытым небом, и тогда в качестве гостиниц стали использоваться феодальные поместья и храмовые постройки. В храмовых комплексах создавались специальные комнаты или отдельные строения для паломников, получившие названия «shukubo». Этот обычай дошел до наших дней, и такие храмовые пристанища и сейчас открыты для широкой публики.

В камакурский период (1192-1333) возникли дешевые ночлежки “kichin-yado”, предназначенные для простого люда. В названиии отразился тот факт, что еда в этих заведениях не предоставлялась, а с путников взималась плата за дрова, которые те использовали для приготовления своей собственной пищи.

Проходили годы, с приходом периода Эдо (1603-1867) развитие товарно-денежных отношений вело к более частым путешествиям, предпринимаемым торговцами. Тогда были построены первые большие дороги – тракты, соединяющие основные города, а также создана сеть новых постоялых дворов «hatago», где предлагался не только ночлег, но и еда, которая включалась в стоимость проживания. Это было очень удобно, поскольку не нужно было беспокоиться о том, где раздобыть «хлеб насущный» и таскать за собой пропитание. Какое-то время “kichin-yado” и «hatago» существовали вместе, но постепенно последние вытеснили дешевые ночлежки.

Тем временем сёгунат Токугава учредил систему “Sankin Kotai”, предписывающую провинциальным лордам (даймё) несколько месяцев в году проводить в Эдо, а также присылать в столицу свои семьи в качестве доказательства лояльности военному правительству (фактически, в заложники), что заставляло феодалов со свитой толпами путешествовать по стране круглый год. Специально для них была учреждена новая система пристанищ «honjin», расположенных на почтовых станциях вдоль основных дорог. Эти гостиницы были предназначены для высокопоставленных граждан, духовных лиц и богатеев.

Сегодняшние японские рёканы, являются преемниками тех гостиниц: обычные рёканы унаследовали традиции «hatago», тогда как «honjin» превратились в супердорогие рёканы класса люкс.

Нужно сказать, что в период Эдо свободное перемещение по стране было запрещено, все находилось под контролем сёгуната, выдававшего предписания или разрешения на дальние путешествия. Исключение составляло лишь паломничество к святым местам. Послабление касалось также коротких туров к лечебным горячим источникам, и такой вид туризма стал необычайно популярен среди населения. На этих терапевтических курортах (toji-ba) бывшие ночлежки стали постепенно превращаться в рёканы, каковыми они продолжают оставаться до настоящего времени.

После Реставрации Мейдзи (1868 г.), когда западные веяния захлестнули страну, развитие сети железных дорог принесло существенные изменения для путешествующего люда. Вместо пеших переходов, народ стал передвигаться на поездах, и много рёканов стало возникать рядом с железнодорожными станциями. Цели поездок также стали более разнообразными, включая путешествия в поисках прохлады летом или перемещения в более теплые места зимой, а также туризм стал наконец рассматриваться японцами как средство развлечения. Все это привело к возникновению огромного количества рёканов по всей Японии, особенно в популярных туристических местах и на горячих источниках.

Бывшие “hatago”, находящиеся преимущественно вдоль больших дорог, постепенно исчезали, а “honjin”, которые больше не использовались странствующими даймё, оставались только в качестве исторических достопримечатальностей. Несмотря на это, привлекательность и преимущества “hatago”, предоставляющих не только ночлег, но и пищу, и “honjin”, где вековые традиции в сочетании с гостеприимством составляют уникальную особенность японской культуры, сформировали базу для распространения японских рёканов.

Со второй половины 1950-х годов, когда послевоенная Япония вступила в фазу необычайного экономического роста, японцы стали богаче и начали вкладывать деньги в путешествия, возобновив корпоративные, групповые и школьные поездки. Это вызвало бурное строительство новых рёканов в туристических местах и на горячих источниках. Японцы уже не просто останавливаются в гостиницах, а выбирают рёканы, которые могут предложить нечто уникальное. Такой особенностью может являться возраст строения, его история. Причем отсутстсвие горячей воды и центрального отопления является порой преимуществом такого заведения: ведь только так сентиментальные японцы могут почувствовать духовную связь с поколениями самураев, которые останавливались здесь с незапамятных времен.

Итак, если вы все еще готовы пожертвовать комфортом ради того, чтобы почувствовать дух «настоящей Японии», я расскажу вам о некоторых правилах, соблюдение которых составляет некоторый обязательный ритуал для постояльцев рёканов.

Прибыв в рёкан, личную обувь следует оставить у входа и переодеться в шлепанцы, предоставляемые заведением. Эти шлепанцы предназначены для внутренних перемещений, выходя на улицу, их оставляют там же, у входа.

Часто на входе стоят также деревянные шлепанцы «гэта», которые вы можете использовать для коротких выходов, например, за бутылочкой сакэ в соседний магазинчик.

После регистрации, оками-сан (управляющий) или служанка проведет вас в комнату. У входа в комнату нужно обязательно снять шлепанцы и оставить их за дверью: на татами (соломенные циновки, которыми выстлан пол в комнатах) можно ступать только босиком.

Убранство комнат в рёканах поражает своей простотой: почти полное отсутствие мебели – малюсенький столик, да несколько подушек (zabuton) , но обязательно в комнате будет «токонома» - ниша, предназначенная для каллиграфического свитка и икебаны, в этой нише не стоит размещать ваши сумки и чемоданы.

В дорогих рёканах вам сразу предложат чашечку чая, которым вы можете наслаждаться после дальней дороги, сидя на подушечке.

Если Вы предпочитаете полное уединение в своем номере, рёкан – не для вас. Легкие бумажные перегородки передадут любой шум из вашей комнаты, кроме того, горничные как правило, могут войти в любой момент без предупреждения или сразу же после короткого стука.

Рёканы снабжают своих гостей хлопчатобумажными халатами «юката» - один из видов простого кимоно. В этом одеянии постояльцы бродят по коридорам, а также в небоших городках не возбраняется совершить в таком виде короткую прогулку, надев деревянные гэта.

Особое внимание уделяется принятию ванны. Эта процедура вообще рассматривается в Японии как священное действо, а в рёканах она принимает особый смысл. Ванну обычно принимают перед ужином. В некоторых (дорогих) рёканах ванна находится прямо в номере, но чаще используется публичная ванна. Эта ванна совсем не похожа на те керамические корыта, к которым мы привыкли у себя на родине. Даже самые простые рёканы стараются придать индивидуальность именно этому месту. Сосуд для омовений часто выполняется в виде каменной купели с небольшим «водопадом»: непрерывное журчание воды способствует полному расслаблению и тела, и мыслей. Часто это горячий источник на улице – «ротенбуро», и во время омовений гостям предоставляется возможность любоваться пейзажными видами.

Наверное все уже знают, но я напомню, что ванна в Японии предназначена не для смывания грязи, а для отдыха и расслабления. Поэтому погружаться в этот священный сосуд можно только после того, как вы предварительно тщательно отмоетесь под душем. В небольших рёканах, где всего лишь одная общественная ванна, мужчины и женщины моются по очереди в отведенное для них время. В более крупных заведениях существуют отдельно женские и мужские отделения. Раньше купания проходили совместно, но эта традиция отходит в далекое прошлое.

Ужин в рёканах сервируется или прямо в вашей комнате, или в специальной зале. И в том, и в другом случае, блюда сервируются на маленьких столиках, есть придется сидя на полу, а вернее – на подушечках. Иногда это некое сиденье со спинкой, но все равно нужно быть готовым к тому, что сидеть будет, мягко говоря, неудобно. Нужно учесть тот факт, что ужин подается точно в оговоренное время, опаздывать не принято, поэтому, если вы чувствуете, что не успеваете прибыть в рёкан к назначенному сроку, обязательно следует позвонить и предупредить персонал.

Пока вы будете ужинать, служанка постелит вам футоны – матрасы, которые кладутся прямо на татами, однако спать на них очень удобно.

Следует также знать, что плата за проживание в рёкане берется не за комнату, а с человека, поэтому не удивляйтесь, что маленькая комната, где вы будете спать вчетвером вместе с детьми, футон к футону, обойдется вам порядка полутора тысячи долларов за ночь. Стоимость рёканов, унаследовавших традиции «honjin», составляет не менее 300-400 долларов с человека.

Ваш гид в Японии,
Ирина

Внимание! Перепечатка или копирование материалов сайта http://www.edemvtokyo.ru возможны только при условии прямой активной ссылки на сайт.

©Едем в Токио - Гид в Токио|Гид в Японии|Экскурсии по Японии с русским гидом


Яндекс.Метрика