Русский гид в Японии. Рассказы о Японии

ГлавнаяРассказы о ЯпонииЛюди, традиции



Партнеры сайта

Самый таинственный художник Японии


Тосюсай Сяраку (Toshusai Sharaku) ворвался в мир уки-ё неожиданно. В мае 1794 года никому не известный художник представил на суд публики серию из 28 гравюр, изображающих актеров театра Кабуки. Позже появилось еще 140 работ, а в январе следующего года он исчез также внезапно, как и появился. С тех пор написано бесчисленное множество книг, пытающихся пролить свет на эту загадочную историю.

Работы Сяраку котируются сегодня в мире искусства выше, чем работы таких мастеров, как Утамаро Китагава или Хокусай Кацусика.

Совсем немного известно об этом таинственном художнике. В 1910 году немецкий ученый Джулиус Курт (Julius Kurt) опубликовал первую книгу, посвященную Сяраку, и уникальный стиль этого художника привлек внимание любителей живописи во всем мире. Более чем столетие спустя, все еще продолжаются исследования, касающиеся жизни и творчества Сяраку.

Очень мало известно о его подлинной биографии, как и нет точных дат его рождения и смерти. Одна из теорий утверждает, что Сяраку никогда не существовал: знаменитая серия гравюр была выполнена группой художников для лавки, продающей гравюры уки-ё, в благодарность за помощь, которую когда-то оказал им хозяин лавки. По этой теории, имя Sharaku было выбрано от японского слова «sharakusai» - «ерунда», подчеркивая нереальность существования художника с таким именем. В пользу этого утверждения говорит то, что стиль гравюр достаточно разнообразен для столь короткого периода, кроме того, в то время практиковалось приглашать помощников для работы над серией картин. Однако, если над гравюрами трудились несколько человек, маловероятно, что ни один из них никогда не обмолвился об этом факте.

Другая теория связывает имя Сяраку с другим великим мастером уки-ё, имя которого Хокусай Кацусика (Katsushika Hokusai). Эта теория опирается на факт исчезновения Хокусая из мира искусства в период с 1792 по 1796 гг., т.е. период, совпадающий с внезапным появлением Сяраку. Однако, кроме этого факта, теория не имеет никаких других подтверждений.

В дневнике одного из высокопоставленных чиновников того времени была найдена запись о том, что Сяраку на самом деле был актером традиционного японского театра Но, по имени Сайто Дзюробей (Saitō Jurōbei). Однако, дальнейшие исследования показали сомнительность существования самого актера с таким именем, во всяком случае, никаких документальных записей долгое время обнаружить не удавалось. Но вот, совсем недавно в префектуре Сайтама были найдены документы, подтверждающие, что актер театра Но с таким именем действительно существовал в указанный период, что делает эту гипотезу более весомой.

Карьера Сяраку могла быть столь короткой, поскольку необычный стиль его работ вызвал волну враждебности в мире искусства. Считается, что Сяраку удалось добиться максимального сходства портретов актеров театра Кабуки. Но поскольку он изобразил их слишком правдиво, карикатурно передав их основные черты внешности и характера, его стиль не соответствовал общепринятым стандартам, и по этой причине картины плохо распродавались. Кроме того, утверждается, что бескомпромисность мастера, его нежелание прислушиваться к мнению критики, сделала его изгоем в мире искусства периода Эдо, и карьера художника быстро закончилась.

В самом деле, работы Сяраку не были популярны в Японии до тех пор, пока книга немецкого критика Джулиуса Курта не увидела свет в 1910 году. Теперь он считается одним из величайших художников стиля уки-ё, первым «современным» художником Японии, а необычный стиль его гравюр собирает громадные суммы на аукционах. Возможно, этому способствует тот факт, что многие известные критики называют его одним из трех величайших портретистов в мире наряду с Рембрантом и Веласкесом.

Ваш гид в Японии,
Ирина

Внимание! Перепечатка или копирование материалов сайта http://www.edemvtokyo.ru возможны только при условии прямой активной ссылки на сайт.

©Едем в Токио - Гид в Токио|Гид в Японии|Экскурсии по Японии с русским гидом


Яндекс.Метрика