Русский гид в Японии. Экскурсии по Токио

ГлавнаяРассказы о ЯпонииКамакура ► Токейдзи

Токейдзи - "Храм Разводов" в Камакуре

Буддийский храм Токейдзи (Tokeiji) когда-то был известен как один из пяти женских монастырей, из которых он единственный сохранился. Он был основан в 1285 году вдовой регента камакурского сёгуната. После смерти мужа она приняла монашеский постриг и была известна под именем монахини Какусан-ни (Kakusan-ni). Токейдзи, прежде всего, известен тем, что на протяжении многих веков был первым и единственным правовым институтом, отстаивающим интересы женщин в Японии.

В старой Японии женщины были лишены права быть инициатором развода, в то время как мужчины с легкостью могли разорвать брак. Для того, чтобы избавиться от надоевшей жены, мужчине достаточно было написать короткое бракоразводное письмо (Mikudarihan) или «Записку в три с половиной строчки». «Записка» была формализована и звучала следующим образом: «Я развожусь с тобой, и на то у меня есть личные причины. Ты можешь идти - куда хочешь и выходить замуж – за кого хочешь». При этом женщина не имела ни права забрать своих детей, ни каких-либо имущественных прав.

В отличие от женщин, для состоятельного мужчины было совершенно естественным иметь любовные связи на стороне. Так, например, известно, что один из представителей рода Минамого имел не менее 40 (!) побочных детей, а один из сёгунов Токугава периода Эдо был причастен к появлению на свет более 60 отпрысков. При этом женщины ни при каких обстоятельствах не могли затевать бракоразводный процесс, пусть даже их мужья были развратниками, пьяницами, садистами... Единственным шансом на спасение от невыносимой жизни был женский монастырь Токейдзи.

Пытаясь хоть как-то помочь женщинам, страдающим от жестокого обращения в семье, монахини монастыря добились того, что сёгунат наделил Токейдзи полномочиями помогать женщинам, желающим освободиться от семейных оков. Для этого женщине достаточно было провести три года в монастыре, и она автоматически объявлялась свободной от обязательств перед мужем. Именно поэтому другое распространенное в народе название монстыря Токейдзи – «храм Разводов».

Местные жители всячески помогали женщинам, ищущим убежища в монастыре, многие литературные произведения того времени повествуют о женщинах, спасающихся от преследователей, посланных разгневанными мужьями. Когда народ видел такую мечущуюся женщину, обязательно находились те, кто указывал нужное направление, чтобы, успев добежать до ворот «храма Разводов», несчастная могла спастись.

После того, как дочь императора Годайго (Godaigo) стала пятой настоятельницей монастыря, обитель получила дополнительное название Императорский двор Мацугаока (Matsugaoka Imperial Palace).

Среди известных личностей, возглавляющих монастырь, также Тенсю-ни (Tenshu-ni) – дочь Тоётоми Хидэёри (Toyotomi Hideyori), правителя замка Осака, совершившего сеппуку в 1615 году. Ее отец, фактически, был убит основателем сёгуната Эдо, великим правителем Токугава Иэясу (Tokugawa Ieyasu). Видимо, в качестве компенсации за смерть отца, Токугава поообещал выполнить любое ее желание. Тенсю-ни попросила гарантий строгого соблюдения законов монастыря. Сёгун дал обещание, что просьба монахини будет исполнена, и в продолжении всей эпохи Эдо (1603-1867) обитель сохраняла привилегии помогать женщинам, ищущим защиты.

К сожалению, во время многочисленных пожаров были утрачены многие древние документы, и сегодня нельзя точно сказать, сколько женщин нашло спасение в стенах обители. Однако, сохранились монастырские записи последних 270 лет существования Токейдзи, т.е. эпохи Эдо (1603 – 1868), в которых упоминается около 2000 женщин, получивших развод. Эти женщины не становились монахинями, и проводили в стенах обители не более двух-трех лет, до законного расторжения брака.

Однажды неукоснительно соблюдаемые законные права монастыря были нарушены. Это случилось в 1639 году. Могущественный правитель провинции Айзу (нынешняя преф. Фукусима), лорд Като Акинари (Kato Akinari), был известен своим крутым нравом и жестоким обращением с подчиненными. Однажды один из его вассалов по имени Хори (Hori) не выдержал издевательств и покинул замок, обвиняя лорда Като в жестокости. С ним бежало около 300 человек. Предварительно Хори наказал своей жене забрать детей и отправляться в монастырь Токейдзи, прося убежища. Взбешенный правитель пообещал поймать и казнить не только предателя, но также всю его семью. Сёгунат Токугава, установивший в обществе строгие правила иерархического подчинения, был полностью на стороне лорда Като. Мятежный вассал был пойман два года спустя, и его смерть была страшной и мучительной. Отомстив обидчику, Като был последователен и, как обещал, направил своих людей для поимки семьи Хори. То, что женщина с детьми укрылась в женском монастыре в Камакуре, было известно, поэтому преследователи направились прямо в Токейдзи и потребовали у Тенсю-ни выдать беглецов. Поскольку люди Като вели себя агрессивно, настоятельница пригрозила совершить ритуальное самоубийство, если те посмеют силой ворваться в монастырь. Пошумев, преследователи вынуждены были удалиться ни с чем. Тенсю-ни незамедлительно пожаловалась Сёгуну, и в наказание, Като Акинари был лишен своего поместья. Этот случай, показывавший могущество женской обители Токейдзи, был описан в японской литературе несколькими авторами.

Со временем все больше женщин искало прибежища с стенах монастыря Токейдзи. Многие мужья вызывались в местные суды и вынуждены были подписывать бракоразводные документы. Напротив храма когда-то находилось три общежития для размещения беглянок. В литературных произведениях, предназначенных для простых людей, часто описывались сцены, относящиеся к обители Токейдзи. В народе говорили, что Токейдзи – это место, где мужчины вынуждены смирять свою гордыню. Статус монастыря был настолько высок, что его посланницы освобождались от обязанности падать ниц перед лордами-правителями, как это делали все остальные.

Со времени своего основания, на протяжении более 600 лет, ни один мужчина не мог переступить порог монастыря. Законные права «монастыря Разводов» неуклонно соблюдались вплоть до 1873 года, когда эту функцию взяло на себя Министерство Юстиции, а женщины получили право подавать на развод наравне с мужчинами. В это же время новое правительство прекратило финансирование обители, и дела постепенно пришли в упадок. К концу 19-го века в Токейдзи оставалась только настоятельница со своей служанкой, да любимый кот.

В 1902 году Токейдзи прекратил свое существование как женский монастырь, и стал ответвлением монастыря Энгакудзи секты Ринзай, а его настоятелем впервые стал мужчина.

От былого величия монастырского комплекса остался Главный зал и павильон Suigetsu-dō, причем последний закрыт для публики. К сожалению, нужно признать, что история монастыря гораздо богаче и значительнее, нежели его сегодняшнее архитектурное воплощение.

По правую руку от входа находится жилое помещение настоятеля, а Главный зал «Taiheiden» с медной крышей с загнутыми краями располагается сразу за ним. Внутри помещен основной объект поклонения - статуя сидящего Будды Shaka Nyorai. Монастырские записи свидетельствуют, что изображение Будды выполнено неизвестным мастером периода Муромати (1336-1573). Слева и справа от Будды расположены статуи известных монахинь: слева – 20-я настоятельница Тенсю-ни, а справа – основательница обители Какусан-ни и пятая настоятельница Ёдо-ни (Yodo-ni). Само здание было построено в 1935 году в соответствии с архитектурным стилем дзэн-буддийских храмов.

Бывший главный павильон Butsuden, (зал Будды), объявленный Важным Культурным Достоянием, был вывезен еще в 1907 году. Его купил у монастыря бизнесмен нового поколения Tomitaro Hara. В то время новым правительством был объявлен курс на возрождение истинно японской религии Синто, и многие буддийские храмы потеряли источники финансирования. Быстро пришел в упадок и монастырь Токейдзи. Не имея средств на поддержание храмовых построек, Токейдзи был вынужден продать ветшающее здание Главного павильона богатому торговцу шелком, собирателю архитектурных шедевров. Сейчас это сооружение, датированное 1634 годом, находится в парке Sankei-en г.Йокогама.

Другое сооружение, небольшой павильон Suigetsu-dō («Павильон Воды и Луны»), прячется за деревьями и густым кустарником. Здание построено в 1959 году и содержит редкую статую Kan'non - богини Милосердия. Изваяние, датируемое 14-м веком, имеет всего лишь 34,5 см в высоту и известно среди знатоков как Suigetsu Kan'non. Богиня изображена сидящей на скале на берегу пруда, ее взгляд устремлен на поверхность воды, в которой отражается полная луна. К сожалению, Зал закрыт для публики, и изображение Каннон можно увидеть лишь в редкие дни во время Камакурского фестиваля.

Во дворе павильона Suigetsu-dō находится маленький чайный домик (закрыт для посещения), а напротив – мемориальный фонарь, посвященный американке по имени Ida Russell. Первая среди иностранок, практиковавшая Дзэн-буддизм, она провела 8 месяцев в обители Токейдзи в 1902-03 гг. Позже, в 1905 г., ее наставник, монах Shaku, первый мужчина-настоятель Токейдзи, посетил Соединенные Штаты с ответным визитом и останавливался в доме Mrs. Russell в Сан Фрациско. Видимо, он был настолько хорошо принят в доме богатого бизнесмена Александра Рассела – мужа Иды, что решил увековечить память американки каменным монументом на территории храма ☺.

Четвертое здание комплекса, находящееся за Suigetsu-dō – небольшой музей, хранящий и выставляющий сокровища монастыря. Среди сокровищ 135-сантиметровая деревянная статуя Sho Kan'non (конец 13-го века). Вызывает интерес уникальный орнамент из цветов и буддийской символики на одеянии Каннон, выполненный из глины и закрепленный на дереве с помощью лака. Как уже упоминалось выше, на протяжении веков мужчинам было запрещено находиться на территории храмового комплекса. Лишь шесть дней в году, с 13 по 18 июля они могли встретиться со своими «строптивыми» женами, и свидетелем этой встречи обязательно была Sho Kan'non, которая в то время располагалась на алтаре Главного Зала.

Другие известные экспонаты музея – лаковые изделия с золотым покрытием. На одном из них можно увидеть буквы IHS (In Hoc Salus) – символ монашеского ордена иезуитов. Один из семи первых членов-основателей общества, Франциск Ксавьер ( Saint Francis Xavier, 1506-1552), причисленный к лику святых, высадился на юго-западном побережье Японии в августе 1549 года в качестве миссионера римской католической церкви. Он был самым первым, кто представил японцам христианскую веру. Каким образом этот раритет второй половины 16 века попал в буддийский монастырь в то время, когда христианская вера преследовалась на территории Японии, остается загадкой.

В храмовом музее хранится огромное количество архивных документов, включая бракоразводные «записки в три с половиной сторочки», которые мужья обязаны были представить в монастырь по решению суда, давая свободу своим женам. В большинстве случаев, скоропись, выполненная кисточками для туши, не поддается прочтению для обычных граждан, и может быть расшифрована только специалистами.

Кладбище, расположенное за территорией монастыря, хранит прах многих известных личностей. Прежде всего, это монахини-настоятельницы, включая Kakusan-ni (на ее могиле – пятиярусная каменная пагода), Yodo-ni (ее могилу можно узнать по каменной яйцеобразной башне), Tenshu-ni. Среди других – известные в Японии писатели, художники, ученые, философы... Большинство из последних являются мужчинами, и похоронены здесь уже после того, как Токейдзи утратил статус женской обители.


Факты:

Официальное название:
Shokozan Tokei Soji Zenji
Религиозная секта:
Engakuji School, Rinzai (Zen) Sect, Buddhism
Дата основания: 1285 г.
Монахиня-основательница:
Kakusan-ni (1273-1335)
Вход: 100 йен
Часы работы:
8:30 - 17:00 (до16:00 с ноября по март)
Вход в музей доп. 300 йен,
Часы работы музея
10:00-15:00, закрыт - пн.
Официальный сайт: http://www.tokeiji.com/
Адрес: 1367 Yamanouchi, Kamakura, Kanagawa 247-0062
Телефон: : 0467-22-1663

Ваш гид в Японии,
Ирина

Внимание! Перепечатка или копирование материалов сайта http://www.edemvtokyo.ru возможны только при условии прямой активной ссылки на сайт.

©Едем в Токио - Гид в Токио|Гид в Японии|Экскурсии по Японии с русским гидом


Яндекс.Метрика