Русский гид в Японии. Рассказы о Японии

ГлавнаяРассказы о ЯпонииКуда поехать, что посмотреть





Партнеры сайта


Факты:

Официальное название:
Katori Jingū (香取神宮)
Религия: Shinto
Объект поклонения: Futsunushi-no Kami,
Iwai-nushi-no Kami
Дата основания:
642 г. до н.э.
Вход: свободный
Телефон: 0478-57-3211
Адрес: 1697-1 Katori, Chiba Prefecture 287-0017
Официальный сайт (яп):
http://www.katori-jingu.or.jp/index.htm

Катори Дзингу - храм, которому двадцать шесть веков

Синтоистское святилище Катори Дзингу расположено на вершине холма. К святилищу, поднимаясь под небольшим уклоном, ведет широкая аллея, вдоль которой выстроилось огромное количество каменных фонарей. На фонарях изображены олени - посланники синтоистских богов. Так, потихоньку приближаясь к конечной цели маршрута, вы настраиваетесь на встречу с божественным духом, которому посвящен храм Катори - один из двевнейших в Японии.

Каменные фонари святилища Катори


Обратимся к истории. Считается, что мифы, повествующие о возникновении и становлении японского государства, отражают реальную борьбу за власть между родовыми кланами древней Японии. Японские же легенды говорят о том, что были времена, когда правил Землей Кунинуси-но Ками - бог добрый и гуманный, посадивший на Земле травы и деревья, научивший человека искусству врачевания и заложивший основы мирного сосуществования людей и животных.

Несмотря на вышеперечисленные добродетельные качества, жизнь его была полна трагического противостояния с другими богами, которые не уставали выдумывать все новые и новые средства расправы. Будучи неоднократно умерщвлен одними богами, Кунинуси-но Ками бывал столько же раз воскрешен их другими собратьями. Вот такая политическая борьба в божественном стане. Наконец, небесные боги решили покончить с правлением этого, в общем-то, успешного во всех отношениях земным коллегой: они посылают на Землю двух своих представителей - Фуцунуси-но Ками и Такэмикадзути-но Ками.

Разные мифологические источники по разному описывают противостояние Бога Небесного и Бога Земного. Не вдаваясь в подробности, остается констатировать: небесные силы одержали вверх, враг позорно отступил, а их состязание считается первым поединком знаменитой японской борьбы сумо.

Весь этот переворот был затеян с одной целью: подготовить жителей Японии к появлению правителя Ниниги-но Микото, приходившегося внуком верховной богини Солнца Аматэрасу. Внук же Ниниги-но Микото, Дзимму Тэнно, в 660 г. до н.э. воцарился на престоле японских императоров и положил начало династии, которая не прерывается до сих пор.

Торжества по случаю воцарения на трон проходили в том месте, где нога небесного посланника, Такэмикадзути-но-ками, впервые коснулась земной тверди. Естественно, что по этому случаю было учреждено синтоистское святилище Касима (сейчас это самый юг префектуры Ибараки). А 18 лет спустя, в 642 году до н.э., чуть западнее, у деревни Катори (сегодня это север префектуры Тиба), было заложено еще одно святилище, посвященное уже другому посланнику, Фуцунуси-но-ками. Вот в этот синтоистский храм, который называется Катори Дзингу (Katori Jingu), мы с вами и отправимся.

Входные ворота - тории, ведущие на территорию храмового комплекса.


Мы пройдем с вами под огромными воротами - ториями, напоминающими птичий насест. По пути к храму нам предстоит еще не раз пройти через ворота, и чем больше их встретится на нашем пути, тем больше мы оставим позади бренных земных забот, постепенно "очищаясь" для общения с божественными силами. А идем мы с вами на встречу с Фуцунуси-но Kами (Futsunushi-no Kami) - синтоистским божеством, который ни много, ни мало, почитается Императорским домом как хранитель японского народа.

Пейзажный садик с прудом


Этому божеству посвящено более двух тысяч святилищ, разбросанных по всей стране. Но именно Катори Дзингу является особо почитаемым во всех слоях общества. Фуцунуси-но-ками, который носит звание Повелителя Меча, известен своей выдающейся воинской доблестью, именно поэтому он почитается как хранитель мира, защитник от неудач и источник победы. Как известно, в старой Японии воины-самураи представляли особый, привилигированный слой населения. Огромное их число стекалось из разных уголков страны, совершая паломничество в храм Катори, испрашивая помощи и удачи на ратной службе. В современной Японии, где воины уже лишены такого высокого статуса, Фуцунуси-но ками покровительствует также миротворцам, охранникам, дипломатам. Кроме того, от приносит удачу в делах, является хранителем брачных уз... Так что не зарастает к нему народная тропа.

Внутренние ворота - тории


В стародавние времена только трем синтоистским храмам было разрешено носить высокое звание «дзингу» («святилище»). Это был верховный синтоистский храм Исэ, посвященный богине Аматэрасу; вышеупомянутый храм Касима; а также святилище Катори, о котором мы ведем рассказ. Это подчеркивает высочайший уровень значения Катори Дзингу для японского государства. В обязательный ритуал входило ежегодное посещение храма императорскими посланниками.

Кома-ину, каменные собаки, охраняют храм от проникновения злых сил


В соответствии с древними традициями, святилище перестраивалось каждые 20 лет. Для этого на прилегающей территории возводят точную копию постройки, после чего проводят торжественный ритуал перенесения религиозных святынь на новое место, а старое здание разбирают. Практическое значение этого действа заключается в том, что в сыром и теплом климате японский кипарис, из которого строится храм, быстро гниет. Однако для японцев более ценно метафизическое обоснование, означающее полное очищение и обновление. По прошествии веков в Японии стали уделять большее значение сохранению первоначальных построек памятников архитектуры. Храм Катори также отказался от древней традиции, и его последняя полная перестройка произошла более 300 лет назад, в 1700 году, при пятом сёгуне династии Токугава, Цунаёси (Tokugawa Tsunayoshi). К этому же году относится возведение ворот Ромон (Rоmon Gate). Теперь при необходимости ведутся лишь реставрационные работы, в последний раз ремонт проводился около 40 лет назад.

Ворота Ромон, построенные в 1700 г., объявлены Важным Культурным Достоянием. Табличка на фасаде ворот ("Katori-Dai-Jingu") была написана рукой знаменитого адмирала Togo Heihachiro, которого западные журналисты называли Нельсоном Востока.


Если говорить о синтоистском святилище Катори, нельзя не упомянуть знаменитую школу боевых искусств Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю – одну из древнейших в Японии. На территории комплекса находится могила основателя этой школы - Иидзаса Тёисай Иэнао. Он родился в 1387 году в семье самурая недалеко от того места, о котором идет речь (сейчас это город Тако-мати, преф. Тиба). С юных лет Тёисай прославился как непревзойденный мастер владения мечом, не проигравший ни одного поединка. Пройдя обучение в Киото, он служил при дворе сёгуна Асикага Ёсимаса и, достигнув высшего мастерства, получил титул Ямасиро но ками 山城之神 (покровитель и защитник провинции Ямасиро). Впоследствии Тёисай вернулся на родину, где верой и правдой служил клану Тиба, участвовал в нескольких крупных сражениях, а также обучал молодых воинов искусству боя.

Перед тем, как приблизиться к храму, необходимо ополоснуть руки и рот в специальном источнике (в левом углу на картинке)


После падения рода Тиба, бывший воин решил обратиться к религии: расставшись с семьей, он постригся в монахи эзотерической школы Сингон. Святилище Катори получило от Иидзаса Тёисай Иэнао щедрый подарок – 1000 коку риса (1 коку риса = 160 кг), что примерно составляло годовое жалование. Когда же Тёисаю исполнилось 60 лет, он принял решение отслужить в этом святилище тысячедневную службу, состоявшую в выполнении сложных аскетических обрядов и очистительных практик. Стремление к духовному совершенству совмещалось с тяжелыми воинскими тренировками, что не считалось чем-то предосудительным для монахов. По преданию, именно в этот период его посетило видение, в котором бог Фуцунуси-но Микото предсказал нашему монаху-воину стать самым знаменитым учителем фехтования. После этого Иидзаса Тёисай Иэнао основал собственную воинскую школу, которую назвал Тэнсин Сёдэн Катори Синто – рю (Тэнсин Сёдэн переводится как «передача божественной истины»). Таким образом, Тёисай считал, что он соединил воинское единоборство и духовные практики. «Побеждать, не вынимая меча из ножен - вот на чем построена школа божественного меча», - так говорится в трактате школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто – рю. Иидзаса Тёисай Иэнао прожил долгую жизнь: он умер в возрасте 102 лет и, как я уже упоминала выше, был похоронен недалеко от святилища Катори Дзингу. Каждый новый ученик этой старейшей в Японии школы единоборств считает своим долгом прежде всего совершить паломничество «к истокам» - в храм Катори, чтобы получить частицу силы и духа Учителя.

Синтоистское святилище Катори Дзингу - Важное Культурное Достояние


В синтоистском святилище Катори проводится большое количество религиозных праздников. Все фестивали я перечислять не буду, упомяну лишь некоторые.

В первые выходные апреля проводится фестиваль "Otaue-sai", в честь посадки риса.

15 апреля празднуется "Jinko-Sai". Во время праздника дух Фуцунуси-но Ками переселяется из храма Катори в богато украшеный паланкин (микоси) и отправляется, частично по воде, частично по земле, навестить своего "коллегу", Такэмикадзути-но Ками, в храм Касима Дзингу. Все это сопровождается ритуальными танцами и показательными выступлениями школ боевых искусств, относящихся к обоим храмам. 1 сентября божество Такэмикадзути нанесет ответный визит.

Самый грандиозный фестиваль проходит в храме Катори один раз в 12 лет, в год Лошади - животное, особо почитаемое в религии синто. Последний раз празненство проводилось в 2014 году, так что следующий раз наступит не скоро.

Святилище Катори построено в стиле Гонген, в котором главный храм, средний храм и зал для богослужений соеденены друг с другом.



Ваш гид в Японии,
Ирина

Внимание! Перепечатка или копирование материалов сайта http://www.edemvtokyo.ru возможны только при условии прямой активной ссылки на сайт.

©Едем в Токио - Гид в Токио|Гид в Японии|Экскурсии по Японии с русским гидом


Яндекс.Метрика